Этот спектакль одинаково понравится как зрителю рядовому, не имеющему к творческим профессиям никакого отношения, так и люду театральному. Первому — за то, что покажут скрытое от посторонних глаз, почти оборотную сторону луны — закулисную кухню, второму — за то, что покажут узнаваемо, а и тому и другому — за то, что смешно будет до колик.
Оригинальное название пьесы, по которой сделана постановка (режиссёр Владимир Петров), - «Шум за сценой». Она написана англичанином Майклом Фрейном в 1982 году и имеет мировое признание как одна из лучших комедий современности. В «Независимом театральном проекте» её переименовали в «Театр по правилам и без», и это название, созвучное со спортивным «бои без правил», очень метко отражает сюжет. Потому что рассказывает он о театральном закулисье, которое, как известно, даже среди своих зовется «террариумом единомышленников» и без «боёв» тут никак.
Начинается всё с ночной репетиции. Завтра — премьера, но спектакль сырой: артисты забывают текст, путают мизансцены, декорация недоделана, режиссёр на грани нервного срыва. Кто в курсе — знает, что обычно перед выпуском именно так и происходит, однако в последний момент всё вдруг как-то склеивается. Самое забавное, что актёры из пьесы тоже играют комедию - «Любовь и сардины», и получается, что публика видит не только театр в театре, но и комедию в комедии. На этом история не заканчивается. Готовый спектакль отправляется на длительные гастроли в провинцию, и теперь зритель станет свидетелем того, как на исходе первого месяца турне левой ногой играется утренник для пенсионеров, а потом увидит то же самое представление ещё раз — уже в конце третьего месяца гастрольного тура, когда исполнители вымотаны, а отношения между ними накалены до предела.
Для участия в этой едкой и зажигательной сатире, срывающей все и всяческие маски, собраны великолепные артисты, действительно наделенные комедийным даром... Спектакль идет во всё нарастающем темпе, доходящем до невообразимого, когда исполнители вынуждены метеорами носиться по сцене, вбегать за кулисы и выбегать обратно, взлетать по лестницам декорации, поскальзываться, падать и вскакивать. В ответ, также по нарастающей, рождается и реакция зала — от редких смешков через устойчивый хохот к всеобщему непрекращающемуся стону. Вот тогда, улучив момент, чтобы расслабить пресс и глотнуть воздуха, понимаешь, какой же это все-таки тяжелейший труд — актёрское ремесло!
|