Каждому из нас знакомо ощущение радости и счастья, когда лучи солнца пробиваются сквозь тяжесть и черноту туч. Такое же ощущение возникло у меня при встрече с Еленой Бирюковой. Эта актриса многим знакома по сиквелу к сериалу «Саша + Маша». Но мало кто знает, что до комедийной роли на телевидении Елена в театре играла драматических героинь. Её душевность и способность глубоко чувствовать покоряют с первых минут общения…
Понедельник - день тяжёлый?
- Да, замечание верное как никогда. Именно сегодня для меня конец недели и творческого тура. По большому же счёту, после выходного дня, конечно, тяжеловато начинать рабочую неделю. Хотя в репертуарном театре понедельник – выходной, поэтому для него вернее выражение: «вторник - день тяжелый». Но уже несколько лет я играю в антрепризных спектаклях, то есть именно по понедельникам.
Театр Маяковского, из которого вы ушли, один из самых любимых у тысяч театралов…
- Когда-то я пришла в один театр, а уходила из другого. Тогда художественным руководителем был Андрей Гончаров - театральный мэтр, завкафедрой в Российской академии искусства, где я училась на режиссерском факультете. Тогда в театре был поразительный актёрский состав… Сейчас… уже и руководитель другой, и актёры другие
В какой театр вы бы могли вернуться как репертуарная актриса?
- Мне бы хотелось… Есть такой театр в Москве – «Мастерская Петра Фоменко». Там играют удивительные актёры. Когда я только поступила в институт, они как раз выпускались. На нашем факультете мы достаточно близко общались. Жили в одном общежитии. Так что я знаю не понаслышке о том, что говорю. В то же время это своя команда и свой мир, свой язык существования. Они настолько органичны, что пришедшие извне буквально инородное тело. Я бы не хотела быть инородным телом. Одного моего желания там работать мало.
Может, просто большой экран вас сейчас привлекает больше, чем постоянная занятость в театре?
- Театр есть и всегда будет. Это мой хлеб, моя стабильность, моё дело жизни. Выход на сцену подобен тренингу, который держит меня в тонусе, разминает и тренирует все мои профессиональные навыки. Если я перестану играть в театре, наверное, я сразу забуду, что и как делается. Но иногда хочется заняться чем-то исключительно для души. Ведь уйдя из «большого театра» в «Сашу + Машу», я как будто использую свою профессию, не испытывая удовольствия в высоком плане. Нет ощущения миссионерского начала, чувства сотворения искусства. Понимаете, я поступала в институт с абсолютно по-юношески максималистским убеждением - с помощью искусства сделать людей лучше. То, что сейчас я играю в кино, скорее, - использование приобретенных актёрских навыков и качеств. Конечно, творческое начало никуда не уходит. Но это не те роли, которыми бы я хотела болеть…
Елена, почему вы вообще решили стать актрисой?
- Я и не мечтала об этом! В моем понимании актёром мог стать только исключительно талантливый человек. О себе же я думала и думаю, что у меня есть способности, которые… я развиваю трудом. Поэтому всё было делом случая. Подруга хотела стать актрисой, поэтому привела меня за компанию в театральную студию. Потом другие друзья привели в народный театр. Когда театр расформировали и преобразовали в профессиональный, я случайно, в переходе, встретила режиссёра... Он предложил мне попробоваться на одну из ролей в новом спектакле. Роль я получила, став единственной непрофессиональной актрисой, которая работала в профессиональном театре. Правда, числилась актрисой вспомогательного состава. Соответственно была на минимальной ставке – 80 рублей в месяц. Так я проработала три года. И поняла, что работать среди профессиональных актёров можно на определенном энтузиазме до определенной черты. Мне стало чего-то не хватать. Спектакль то получался, то не получался, а технологии, как удержать все лучшее, не было. Не секрет, что актёрская профессия очень сложная. Как только исчезает практика, профессия уходит от тебя, словно просачивается сквозь пальцы. Постоянно нужно себя мобилизовать. И я поехала в Москву - за профессией. У меня был практически последний шанс. В любое театральное учебное заведение поступающих старше 23 лет не берут. Мне был тогда 21 год. Да еще и актёрский опыт, который тоже не любят в приёмных комиссиях. Так что пришлось юлить и насчет возраста, и насчет того, что нигде не работала актрисой. К счастью, получилось поступить с первой попытки. Мама сначала с сомнением относилась к этой идее. В Москву меня никто не отпускал, но я всё-таки тайком уехала. Уже из столицы позвонила, поставила перед фактом. Но потом, когда я уже поступила, конечно, она испытывала гордость.
Окончание статьи - страница 2 |