Артисткой звезда «Саша+Маша» Елена Бирюкова мечтала стать с детства, но путь на сцену оказался долгим и трудным. Обожглась Елена и в первом замужестве. Сейчас она решила испытать себя в очередной раз: актриса участвует в шоу "Танцы на льду. Бархатный сезон". (канал "Россия").
И хотя Елена в этом деле новичок и, по её собственным словам, относится к проекту с определенной долей иронии, однако надежды на успех не теряет. Тем более, что упорства и желания победить у этой рыжеволосой красавицы не занимать.
«Было несколько причин, по которым я дала согласие на участие в проекте, - признаётся Лена. – Во-первых, пауза в работе, и это несмотря на то, что в последнее время получаю массу предложений сниматься. К сожалению, большинство из них неинтересные. Во-вторых, мне всегда нравилось фигурное катание, в-третьих, захотелось попробовать себя в чём-то новом, сменить обстановку, что ли. Ведь у меня даже были проекты, в которых я начинала репетировать и потом уходила. Должно быть, виновато моё узконаправленное амплуа, которое появилось после ситкома «Саша+Маша», - играть каких-то дур, больных людей, полусумасшедших женщин. В-четвёртых, кто еще меня научит профессионально кататься на коньках, - смеётся Лена, - тем более почувствовать себя настоящей фигуристкой? Мне было 8 лет, когда Дед Мороз (им всегда наряжалась моя бабушка) принёс мне коньки. Лет до 15 часто бегала на каток в Минске, даже руку однажды сломала при падении».
Кровавые мозоли. В новом проекте Бирюкова начала тренироваться с июля, занимается практически каждый день, хотя порой чувствует, что сил больше нет, да и боевой крещение уже получила - травмы, без которых не обходится ни один настоящий спортсмен. Несмотря на это, от своего партнёра, двукратного олимпийского чемпиона Артура Дмитриева, постоянно слышит: «Елена, кататься, кататься и еще раз кататься!» «Я и катаюсь, несмотря на то, что вся в синяках и коньками стёрла обе ноги до кровавых мозолей. А, учитывая, что мне уже почти 37 лет и я не спортивный человек по жизни, приходится трудновато. Артур - олимпийский чемпион, он гений, а я как бы зашла с мороза погреться да на коньках покататься. Радует, что на проекте уже появились друзья - знаменитые в прошлом фигуристы Оксана Казакова, Марина Анисина, Сергей Пономаренко, Марина Климова, Лёша Урманов. Даже успели собраться в одном столичном ресторанчике и отметить первую запись проекта». Но прежде чем стать звездой на небосклоне «бархатного сезона», девочка из Минска, появившаяся на свет 7 ноября 1970 года, прошла нелегкий путь побед и поражений.
Здесь живёт Баба-яга. Когда она начинает рассказывать о детстве, непременно вспоминает своего совершенно замечательного деда Алексея Андреевича, который работал в то время в МВД Белоруссии заведующим отделов кадров поликлиники, детского сада и пионерского лагеря при министерстве. Дед обожал рассказывать внучке сказки, которые сам и сочинял. Более того, он ещё и возил Леночку по тем местам, где по воле дедушкиной фантазии обитали его сказочные герои. На самом деле он просто гулял с внучкой, делая эти прогулки занимательными. В один из таких походов они спрятались за пригорком напротив странного дома с разобранной крышей. Неожиданно оттуда вышла старушка, а дед шепчет внучке на ухо: «Смотри, здесь Баба-яга живет. Видишь, сколько кругом всякого хлама (там действительно валялись старые покрышки, ржавые кастрюли- - обыкновенная свалка), это поле битвы Бабы-яги с Кощеем Бессмертным». И девочка верила. Однажды Алексей Андреевич показывал дуб, под которым молодец спал перед битвой с чертом! «А мы сидели под этим дубом и ели малину, - смеётся Лена. – Сколько же он мне книжек прочитал! Или по вечерам садился в кресло, я взбиралась ему на пузо, и мы вместе смотрели «Спокойной ночи, малыши!» Мама, Ирина Алексеевна, была совсем молодая, ей было 19 лет, когда я родилась, она работала, а вечерами училась в Институте народного хозяйства». Папа, Валерий Антонович, тоже целыми днями был занят на работе. Поэтому основным воспитателем был дедушка.
Первая массовка. В четвёртом классе Леночка прочитала книжку «Как я был вундеркиндом» Владимира Машкова и поняла, что это про неё. Поэтому для начала решила объять необъятное - стала заниматься музыкой, бальными танцами, фехтованием, легкой атлетикой, ходить в бассейн и художественную школу. Времени на подружек не оставалось совсем, тогда она приняла волевое решение - бросить всё, кроме секции легкой атлетики. Но, добившись определенных успехов в спорте, интерес к нему потеряла. «Когда во время одной из тренировок по бегу на дистанции 400 метров я вдруг подумала: «А почему нельзя бежать и одновременно, допустим, читать книжку?», то поняла, что пора завязывать и с легкой атлетикой». В подъезде Лениного дома жил минский режиссёр Александр Ефремов («Давай поженимся»). Он часто брал ребят сниматься в массовках. А они, естественно, радовались, ведь за это платили по 3-4 рубля (на эти деньги в 80-х годах можно было и в кино сходить, и поесть мороженого в кафе), к тому же, снимаясь, можно было прогуливать занятия. Наверное, ещё в те беззаботные дни Лена и стала мечтать о кино. В десятом классе она поступила в театральную студию «Диалог» при доме железнодорожников. И Лена буквально заболела сценой. Кстати, небольшой опыт у неё уже имелся - на новогоднем празднике в школе она исполняла роль Кикиморы.
«Умудрилась завалить русский». Конечно, решение стать артисткой родители приняли за очередную блажь, настояв на том, чтобы дочка поступила в педагогический институт. И она подчинилась. «Я выбрала факультет, на котором был самый маленький конкурс, но умудрилась завалить русский. Самое интересное: только после того как забрала документы, узнала, что поступала на факультет «Педагогика. Занятия с олигофренами (умственно отсталыми детьми)». Как же я была рада, что не поступила! Пришлось устроиться на работу – нянечкой в детский сад. Приезжать 6 утра, мыть на 40 человек посуду (4 раза в день), драить полы и окна и получать за это 40 рублей в месяц. Не выдержала и ушла на те же 40 рублей, только в библиотеку. И всё-таки успевала по вечерам ходить в студию «Диалог»». Но вскоре в театральном коллективе наступили перемены: студии решили придать статус профессионального театра, и тех, кто не имел профессионального образования, выгнали. Лена была в их числе. Так бы и осталась она в стороне от любимого дела, если бы случайно не встретила на улице режиссёра студии, ставшей «Альтернативным театром». Он предложил ей подготовить для показа отрывок. «Экзамен» Лена прошла на отлично, и её пригласили в театр уже как настоящую актрису, а не любительницу. Это была победа, но девушка тогда решилась, что нужно получить профессиональное образование.
В Москву! В Москву! В театре она познакомилась с музыкантом Сашей из группы «Дети лейтенанта Шмидта», которая участвовала в детском спектакле их театра. Два месяца они встречались, причём Лена держала в тайне свои отношения с Сашей. А когда дочка объявила, что выходит замуж, родители были в шоке от скоропалительной свадьбы. Елена говорит, что в 20 лет вышла в первую очередь из-за того, что хотела избавиться от опеки родителей. «Уже непосредственно перед поездкой в ЗАГС я задала себе вопрос, - рассказывает Лена. - Зачем я это делаю? Зачем? А потом представила, какой будет скандал, если не приеду на собственную свадьбу… И уже перед регистрацией у меня начался нервный срыв - я всё время смеялась! Случилась настоящая истерика!» Поначалу, несмотря на безденежье и отсутствие жилья (Сашина бабушка временно уступила им свою квартиру, но потом передумала и вернулась), молодожёны старались не раскисать. А потом у Саши началась, по словам Лены, депрессия, и он уехал в деревню пасти коров. Вот тогда-то девушка и решила, что начнёт новую жизнь и уедет в Москву учиться. И в этой новой жизни Саше места не было. Он, правда, оказался на высоте, не только подбодрил, сказав, что она действительно талантлива и ей надо учиться, но и помог деньгами. «Мы с Сашей купили бутылку вина, поехали к моей маме и отметили… развод». Брак двух неприкаянных людей длился всего год.
«Одной было страшно». Российская столица встретила минчанку неприветливо. «Поначалу одной в Москве было страшно, даже, несмотря на то, что моя близкая подружка, которая училась в Щукинском училище, уехала отдыхать и оставила мне ключи от своей квартиры. Как сейчас помню, в доме не было никакой еды, а у меня ни копейки в кармане. После недели страшного голода я решилась на сумасшедший поступок – пошла к «Макдоналлсу». Шёл 1992 год. Села на скамейку в надежде на то, что кто-нибудь пристанет, накормит, а потом сбегу…» И вскоре действительно к Лене подошёл средних лет мужчина, она уже приготовилась воплощать в жизнь свой план, как вдруг незнакомец предложил.. купить книгу стихов - оказалось, что он поэт и лично распространял свой поэтический сборник. Лена ответила, что она бы с радостью, да не на что. Поэт оказался очень сердобольным. «Он дал мне 25 рублей. Кстати, в своё время одна гадалка сказала, что у меня два ангела-хранителя. Они в самые сложные периоды моей жизни направляют людей, которые мне помогают. Тот поэт, наверное, и сам не понял, почему дал мне денег». А уже через месяц, в том же 1992-м Лена поступила в ГИТИС, стала получать стипендию и перешла от подруги в общежитие. Через два года студентка вышла замуж за театрального режиссёра Алексея Литвина. Познакомились они еще на вступительных экзаменах - Алексей, будучи аспирантом этого вуза, работал одновременно педагогом-стажёром по мастерству режиссёра. Именно он, как потом выяснилось, был против того, чтобы принимать на курс Елену Бирюкову, уж очень у нее был легкомысленный вид, но, к счастью, к нему не прислушались (после окончания ГИТИСа Елена поступила в Московский театр им. Маяковского, а в 2004-м ушла из него, уже год снимаясь в ситкоме «Саша+Маша»). А спустя два года выяснилось - это тот самый случай, когда две половинки нашли друг друга.
«Я буквально ненавидела его!». Конечно, в их семье бывает всякое, но муж умеет удивительным образом любые конфликты сводить на нет. «Мне с ним легко и на отдыхе, и дома. Он как-то спокойно реагирует на мою усталость, истерики, на моё неумение готовить, - говорит Елена. – И с его стороны, уверена, это можно назвать высшим проявлением любви. Ну не хозяйка я! Он в основном в нашей семье стоит у плиты. Правда, я люблю ходить за продуктами, особенно на рынок, где продают всякие соленья, мочёные яблоки, капусту, которую бабушки сами делают. Когда в 1998-м родилась дочь Сашенька, я целый год сидела дома. А муж приходил домой и рассказывал, как хорошо провёл день, с какими интересными людьми пересекался! Признаюсь, буквально ненавидела его за это! Но когда я начинаю ругаться, муж, как правило, молчит. Не поддерживает спор, не даёт вырваться нежелательным эмоциям. Переждёт где-нибудь полчаса, после чего подойдёт и спросит: «Ну что прошло? Успокоилась?» А дочь, когда я начинаю ругаться на неё, смотрит на меня, а потом говорит: «Мама, ты такая у меня нежная и добрая». И всё, я не знаю, как вести себя. Она у меня такая выдумщица! Мою старенькую иномарку «хюндай акцент» называет Маша-вишенка. Кстати, я купила эту самую вишенку на гонорар от «Саши и Маши». По словам Лены, сейчас она старается как можно больше времени уделять Сашеньке, которая в этом году пошла в третий класс. Мама очень гордится тем, что они с дочкой подруги. Однако в Сашиной школе предпочитает не бывать. «И учителей боюсь, и директора», – смеётся Лена. Да к тому же сейчас у неё много времени уходит на тренировки. По словам самой начинающей фигуристки, ей никогда в жизни не выпадал счастливый случай. Всему хорошему всегда предшествует большой труд и каждый раз борьба.
|